Главная \ Статьи \ История развития наружной рекламы

История развития наружной рекламы

История развития наружной рекламы

Наружная реклама появилась далеко не вчера. Ее история берет начало с древнейших времен. Есть множество видов и форм современной «наружки», с которыми знаком практически каждый из нас. Однако не все знают об интересных этапах развития этой сферы.

Как всё начиналось

История наружной рекламы уходит своими корнями еще в период до нашей эры. Разумеется, в то время существовали лишь ее простейшие формы.

Один из первых рекламных носителей, дошедших до нас, — папирус из Египта, сообщающий о продаже раба. Сообщения рекламного характера активно рисовали и на скалах вдоль торговых путей. К образцам древнейших форм уличной рекламы также относится надпись, высеченная на камне, который ученые обнаружили в развалинах древнего Мемфиса. Она гласит: «Я, Рино с острова Крит, занимаюсь толкованием сновидений по воле богов».

Самой распространенной формой «наружки» в ранние периоды истории человечества были надписи на стенах, нацарапанные или написанные краской. Так, в Помпеях при раскопках обнаружили около 1,5 тысяч настенных надписей с рекламными сообщениями. В более цивилизованных древнегреческих и древнеримских городах рекламные объявления размещали на медных и костяных досках, а затем зачитывали в местах, где собиралось много людей.

Информационные сообщения, которыми люди пользовались еще в древние времена, представляют собой вполне сформированные формы рекламной деятельности. В основе рекламных образов лежали наборы слов, звуков и изобразительных приемов. Целью такой рекламы было привлечение внимания возможных потребителей путем воздействия на их психику и побуждения совершить выгодные для рекламодателя действия.

В Средние века уличную рекламу в основном представляли вывески и настенные плакаты. В городах широко применялись вывески-знаки из металла, подвешенные на кронштейнах: они играли роль указателей и содержали изображения предметов изготовления и продажи. Объемная форма, вынесенная из плоскости фасада здания, обеспечивала отличное восприятие вывески издали.

В эпоху Возрождения приоритетным средством «наружки» по-прежнему оставались вывески. Большая часть населения не умела читать, поэтому вывески были без текстов, зато графика постоянно совершенствовалась.

Совершенно новый скачок в истории развития наружной рекламы вызвало появление книгопечатания.

Развитие наружной рекламы в европейских странах и США

В 1450 году был изобретен печатный станок, что стало началом зарождения эпохи СМИ. В результате этого развитие рекламы перешло на качественно новый этап. Если раньше написание текстов отнимало много времени и сил, то теперь материал подготавливался в разы быстрее.

В 1472 году в Европе появилось первое напечатанное рекламное объявление. Надпись на наружной двери одной из лондонских церквей сообщала прихожанам, что в продаже есть молитвенник. Во второй половине XV века типографии распространяются по всей Европе.

В 1630 году врач Теофраст Ренодо, которого впоследствии признают основателем печатной рекламы в европейских странах, основал первую в современном понимании газету.

Уже позже стали появляться первые объявления о продаже продуктов питания. Первоначально они просто информировали потребителя о наличии тех или иных продуктов. Со временем образ, тон, стили таких сообщений начали меняться — для их создания стали использоваться сюжетные линии и различные оформительские приемы.

С изобретением печатного станка по всей Европе появляются печатные плакаты рекламного характера, наклеенные на стенах городских домов. Прообразами современных транспарантов-растяжек стали плакаты, установленные в расщепленном конце палки. В XVIII веке в Париже были в ходу листовки с предложениями услуг недорогих кабаков.

В середине XVIII века в Англии, а через полвека — и в Америке началась индустриальная революция. Производители товаров поняли ценность рекламы как средства завоевать новые рынки сбыта продукции и услуг, получения максимальных прибылей. С этого времени каждый год история развития наружной рекламы претерпевала значительные изменения:

  • В 1839 году появилась фотография, ставшая прекрасным дополнением к рекламным текстам. С помощью фотографических материалов текстовой информации придается большая достоверность.
  • В 1884 году изобрели телеграф. Теперь распространять рекламную информацию можно было даже в самые отдаленные регионы. Это превратилось в один из методов конкуренции.
  • Появляются первые рекламные агентства — фирмы с разветвленной сетью представительств. Формируются специальные отделы крупных торговых и промышленных компаний, задача которых — активно заниматься рекламой.

Тогдашние рекламные агентства специализировались в основном на скупке рекламных площадей и их последующей перепродаже рекламодателям с высокой наценкой. Тексты, как правило, подготавливали сами рекламодатели. Только по прошествии времени подготовкой текстов занялись рекламные агенты. Постепенно агентства стали предлагать рекламодателям расширенный спектр услуг.

В XIX веке к рекламе начали относиться как к области искусства. Создателем рекламного плаката в том виде, в каком мы его знаем, считается француз Жюль Шере, который в 1866 году основал литографию в Париже. Он первым сформулировал главные принципы плаката, действующие до сих пор: броскость, лаконичность, мгновенное восприятие смысла.

Новый виток в истории развития уличной рекламы пришелся на конец XIX века, когда было открыто рекламное агентство «Айер и сын». Это агентство предложило своим клиентам разработку, планирование и выполнение рекламных кампаний полного цикла, т. е. полностью брало на себя ответственность за содержание рекламы, став эталоном профессии.

Расцвет «наружки» произошел в ХХ веке и значительную роль в нем сыграли США — именно эта страна стала лидером в рекламной сфере. В начале и середине века ни одно агентство Европы не могло конкурировать с американскими.

_wscplvpzcs1lt6sdir1_content

Сегодня на центральной улице Нью-Йорка Мэдисон-авеню расположены штаб-квартиры крупнейших рекламных агентств, в которых работает около 30 тысяч человек. Всего в США более шести тысяч агентств, причем в каждом американском городе есть хотя бы одно рекламное агентство.

Развитие наружной рекламы в России

До XVIII века

Начало истории наружной рекламы в России приходится на X–XI вв, когда российские купцы начали применять различные приемы предложения продаваемых товаров. Активно работали зазывалы, стоявшие у торговых лавок и громогласно оповещавшие прохожих о достоинствах товара и его продавца.

В XVII в. появились народные картинки-лубки, которые внесли немалый вклад в становление рекламной деятельности в России. Лубки забавляли народ и в доступной форме доносили до потребителей информацию и идеи, реализованные в красочных изображениях. Преобладающее место в таких листках занимала рекламная информация.

XVIII век — эпоха расцвета уличной рекламы в России

С середины XVIII века в российских городах активно использовались наглядные средства рекламы в виде изображений. Население преимущественно было безграмотным, поэтому художникам и заказчикам приходилось создавать картинки, чтобы любой прохожий понимал, что именно предлагает магазин, мастерская или постоялый двор. Возможно, такие изображения не были образцами хорошего вкуса, поскольку с 1749 года стало действовать распоряжение камер-коллегии о прекращении «малевания». Надзорный орган предписал ограничиться скромными текстовыми вывесками.

XIX век

В середине XIX столетия роль «наружки» в нашей стране возросла, она стала украшением городов. В это время появляются календари-прейскуранты, которые раздавали мальчишки возле лавок и магазинов.

Темпы развития рекламной индустрии особенно ускорились в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе. Многочисленные мастерские по изготовлению вывесок выпускали эффектные шрифтовые композиции, которые часто дополнялись живописным изображением. Вывески создаются из жести, стекла, древесины, олова. С появлением газовых фонарей эти конструкции стали оснащаться подсветкой газовыми лампами.

Вывеска ресторана, например, содержала сведения о меню и имени владельца заведения. В моде были конструкции, дополненные изображением двуглавого орла. А для некоторых видов бизнеса (например, для аптек и кабаков) наличие орла на вывеске было обязательным.

Вывески устанавливали на фасадах зданий, между витринами или по сторонам от входа. Владельцы мелких магазинчиков писали вывески прямо на стенах.

В этот период в Европе были очень популярны кованые кронштейны с изображениями товаров. Но в России их использовали в то время мало: лишь в Санкт-Петербурге конца XIX в. можно было встретить такие кронштейны, на которых изображались перчатки — «фирменный» знак химчисток.

Наружная реклама в Советский период

После революции 1917 года задачи и само содержание рекламы значительно изменились. С тех пор реклама в России стала монополией государства, поэтому предприниматели не могли расширять свое дело за счет рекламных средств. Право публикации рекламных материалов отныне имел только Совет рабочих Советского правительства.

Бурное развитие «наружки» в стране началось в период НЭПа. Ярким событием в истории наружной рекламы в России выступают стихи В.В. Маяковского, который своим метким слогом привлекал внимание потребителей к качеству товаров торговых предприятий. В 1925 году В.В. Маяковский и художник А. М. Родченко были удостоены серебряных медалей на парижской выставке мастеров рекламы.

1111

Широко популярными стали текстовые вывески, а вместо живописных изображений стал использоваться фотомонтаж. В 1923–1925 годах на советских улицах появились рекламные плакаты, которые в темное время суток освещались прожектором.

В 1960–1970 годы основаны крупные рекламные организации, в том числе «Росторгреклама», «Союзторгреклама», «Главкоопторгреклама» и другие. Для контроля и координации рекламной деятельности создаются советы по рекламе. Насчитывается более 200 оформительских цехов, оказывающих услуги по рекламному оформлению торговых лавок и магазинов.

Однако в СССР роль уличной рекламы сильно недооценивалась. Считалось, что реклама — средство обмана покупателя и нельзя навязывать населению излишние потребности, пропагандируя негативные явления экономики капитализма. Расходы на ненужную рекламу, по мнению советской власти, приводили к обнищанию трудящихся, поэтому на рекламную сферу выделялось не более 0,04–0,05% розничного товарооборота. Неудивительно, что уровень качества рекламы в России был очень низок, а рекламные сообщения оставались примитивными.

Конец XX века

Ситуация с рекламной деятельностью кардинально изменилась с переходом на рыночную экономику. Теперь «наружка» стала выступать звеном, связывающим производство и потребление.

Однако во время перехода на рыночные отношения в истории наружной рекламы лидируют недобросовестная рекламные сообщения, вводящие потребителей в заблуждение в отношении рекламируемого товара. Рекламы становится всё больше, причем в основной массе она — неэтичная, скрытая и ложная. Особенно часто недостоверные рекламные сообщения касаются импортной продукции.

Иностранные производители широко используют оружие рекламы, чтобы завоевать российский рынок. Появляется наружная реклама импортных товаров на трамваях и троллейбусах, стенах вагонов метро. При этом российская продукция рекламируется скупо и неумело.

Наружная реклама в современной России

В 2006 году в России был принят Закон о рекламе. Основное его требование — достоверность и добросовестность рекламы, а также отсутствие изображения процессов употребления курения и алкоголя.

Сегодня уличная реклама в нашей стране приобретает причудливые формы, рекламные агентства соревнуются в разработке оригинальных идей, которые легко воплощаются в реальность с помощью современных компьютерных технологий и хорошей производственной базы.интереснее.

Рекламные баннеры появляются на труднодоступных поверхностях, для чего к их монтажу привлекаются альпинисты, используется множество световых форм рекламы, рекламные конструкции превращаются в феерическое шоу.

Российские мастера рекламы известны во всем мире. Свидетельством креативности и талантливости отечественных специалистов в области рекламы становятся ежегодно привозимые ими награды престижного фестиваля «Каннские львы».

Роль наружной рекламы в современном мире

Современные улицы городов невозможно представить без наружной рекламы. «Наружка» стала неотъемлемой частью нашей жизни: она влияет на выбор покупателей, привлекает внимание, помогает узнать о новых товарах и услугах. Владельцы компаний используют разные виды и формы уличной рекламы для брендирования, поскольку они превосходят по эффективности телевидение и печатные источники.

Производственный процесс в успешных рекламных агентствах сегодня идеально отлажен. Новые технологии дают возможность создать дизайн, выделяющий компанию заказчика среди конкурентов. Опытные специалисты берутся выполнять заказы любой сложности, делают проект уникальным и добиваются желаемого заказчиком результата. Заказы выполняются в короткие сроки, которые согласуются с клиентом.

Кроме того, оформить заказ на услуги в сфере наружной рекламы теперь можно по телефону или через интернет, что существенно экономит время.